Целью проведения обобщения является анализ применения законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам).

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях по делам изучаемой категории были составлены уполномоченными должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области.

Всего в 2022 году мировым судьей судебного участка № 2 г.Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области рассмотрено 637 дел об административных правонарушениях, из них рассмотрено 40 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За указанный период к административной ответственности по ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения привлечено 24 должностных лица, 4 должностным лицам назначен штраф, по 2 делам производство прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, 8 протоколов возвращено для устранения недостатков, 2 протокола передано по подсудности.

За указанный период к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа привлечено 6 должностных лиц, 3 протокола возвращено для устранения недостатков.

Жалоб на постановления, вынесенные по делам изучаемой категории, не поступали.

Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений по делам анализируемой категории мировым судьей не выносились.

Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что дела, поступившие на судебный участок № 2 г.Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области рассмотрены с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.