В соответствие с планом работы Оренбургского областного суда на второе полугодие 2013 года проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.5.61, 17.7 КоАП РФ за 9 месяцев 2013 года.
Цель проводимого обобщения: анализ статистических данных, изучение вопросов, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.5.61, 17.7 КоАП РФ.
Анализ статистических данных:
Остаток на 1 января 2013г. составил 12 дел об административных правонарушениях.
За период с 01.01.2013г. по 30.09.2013г. в судебный участок поступило 423 дела об административных правонарушениях, из них:
- рассмотрено - 419;
- всего подвергнуто взысканию - 381;
- возвращено должностным лицам для устранения недостатков — 21;
- направлено по подведомственности и по подсудности — 3.
За 9 месяцев 2013г. мировым судьей судебного участка №2 г.Сорочинска
рассмотрено по ст.5.61 КоАП РФ - 4 дела.
За аналогичный период прошлого года рассмотрено 1 дело.
По всем делам, рассмотренным за 9 месяцев 2013 года, лица привлекались к административной ответственности по ч.1 ст. 5.61 Ко АП РФ — оскорбление.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Соответственно с Федеральным законом от 07.12.2011г. №420-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, согласно которых проведена декриминализация некоторых преступлений. Так из Уголовного кодекса РФ была исключена ст.130, предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление, а КоАП РФ был дополнен ст.5.61 «Оскорбление».
В силу ст.5.61 КоАП РФ оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
С объективной стороны оскорбление выражается в действии – унижении чести и достоинства лица в неприличной форме. Унижение может совершаться словесно, путем жестов, физическим действием. По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За 9 месяцев 2013 года в отношении 4 лиц, привлекаемых к административной ответственности по ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ было назначено наказание в виде административного штрафа. Общая сумма штрафа составила 4 000 рублей, из них добровольно оплачен штраф на сумму 1 000 рублей.
За аналогичный период прошлого года было назначено наказание в виде административного штрафа в отношении 1 лица на сумму 1000 рублей. Штраф был передан для принудительного исполнения в Сорочинский РОСП.
Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.61 КоАП РФ, на судебном участке №2 г.Сорочинска за 9 месяцев 2013 года не прекращалось, за аналогичный период прошлого года производство по делам данной категории также не прекращалось.
Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.61 КоАП РФ по которым отменены судебные постановления, либо дела направлены на новое судебное рассмотрение за 9 месяцев 2013 года в судебном участке не имеется. Всего было обжаловано 1 дело по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ.
По ст.17.7 КоАП РФ за 9 месяцев 2013г. мировым судьей судебного участка №2 г.Сорочинска
рассмотрено - 3 дела.
За аналогичный период прошлого года рассмотрено также 3 дела.
Статья 17.7. предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За 9 месяцев 2013 года в отношении 1 лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2 000 рублей, штраф оплачен добровольно.
За аналогичный период прошлого года было назначено наказание в виде административного штрафа в отношении 2-х лиц на сумму 4 000 рублей. Добровольно штраф оплачен на сумму 2000 рублей.
Для рассмотрения по подсудности направлен 1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Так, например: Сорочинским межрайонным прокурором было вынесено постановление о возбуждении административного дела в отношении ЗАО «***», согласно которого ЗАО «***» не представил во время ответ на запрос Сорочинской межрайонной прокуратуры от 03.09.2013г. о предоставлении соответствующей информации по сроку исполнения до 04.09.2013г., а также представитель ЗАО «***» не явился для дачи объяснений по извещению от 05.09.2013г. и от 11.09.2013г., то есть совершило нарушение предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ, а именно умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Санкция ст.17.7 КоАП РФ, предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ или административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
В связи с этим в порядке подготовке, дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «***», по ст.17.7 КоАП РФ, было передано по подведомственности в Сорочинский районный суд Оренбургской области.
Также мировым судьей в орган, должностному лицу, которые составили протокол, для устранения недостатков на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ был возвращен один протокол об административных правонарушениях предусмотренных ст.17.7 КоАП РФ.
Так например: 18.12.2012 г. в Сорочинскую межрайонную прокуратуру поступило письмо ОАО «***» №б-2-15671 от 18.12.2012 г. о наличии задолженности ЗАО «***» перед МУП Жилкомсервис» в сумме 298 868,13 рублей. В связи с этим межрайонной прокуратурой были направлены запросы (№7-9-2012 от 19.12.2012, №7-9-2012 от 27.12.2012) о предоставлении ЗАО «***» соответствующей информации в срок до 21.12.2012, 28.12.2012. однако ответы на запросы №7-9-2012 от 19.12.2012, №7-9-2012 от 27.12.2012 межрайонной прокуратурой получены не были.
По результатам проверки 18.01.2013 г. Сорочинским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя ЗАО «***» Размолодина А.А.
Из материалов дела следует, что в адрес директора Р.А.А. заместителем межрайонного прокурора А.А.Д. был направлен запрос от 19.12.2012 г. о предоставлении информации и документов по сроку исполнения не позднее 21.12.2012 г. и повторный запрос о предоставлении информации и документов по сроку исполнения не позднее 28.12.2012 г.
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о направлении и получении данных запросов директором ЗАО «***» Р.А.А.
Также из материалов дела, следует, что Р.А.А. уведомлением от 16.01.2013 г. был вызван на 18.01.2013 г. к 11 час. 00 мин. в Сорочинскую межрайонную прокуратуру для дачи объяснений по факту выявленных нарушений и получения копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
При этом Сорочинской межрайонной прокуратурой не представлено доказательств, вручения письменного уведомления Р.А.А. о его явке в прокуратуру.
Также отсутствует доказательство вручения Р.А.А. копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, в материалах административного производства, направленного Сорочинским межрайонным прокурором, отсутствуют доказательства того, что лицо, в отношении которого осуществляется административное производство, извещено о существе правонарушения, которое вменяется ему в вину прокурором, возбудившим своим постановлением производство дела об административном правонарушении в отношении указанного лица.
В связи с выше изложенным, дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора ЗАО «***» Р.А.А. было возвращено в Сорочинскую межрайонную прокуратуру, для устранения недостатков.
Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.7 КоАП РФ, на судебном участке №2 г.Сорочинска за 9 месяцев 2013 года не прекращалось.
Постановления о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст.17.7 КоАП РФ за 9 месяцев 2013 года не обжаловались.
При назначении наказания по данной категории дел мировым судьей учитываются характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, и оснований для назначения минимального или максимального размера наказания, предусмотренного санкцией рассматриваемой статьи.
Выводы:
Проведенное обобщение показало, что нормы материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.61, ст.17.7 КоАП РФ на судебном участке соблюдаются. Особой сложности при рассмотрении дел данной категории не возникает.
Предложения:
1. В целях недопущения ошибок в применении законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.61, ст.17.7 КоАП РФ соблюдать требования нормативных актов; осуществлять надлежащую подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях.
2. О выявленных в ходе рассмотрения дела недостатках протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела направлять в соответствующие органы информационные письма.
Исп. помощник Столярова Г.А.