Предлагается, что приостанавливаться будет и исполнительное производство, за исключением требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам по возмещению вреда в связи со смертью кормильца

Адвокаты положительно оценили законопроект, отмечая, что он имеет большую значимость в сложившейся ситуации и необходимость его внесения вызвана, прежде всего, реализацией задачи по повышению уровня гарантий и компенсаций мобилизованным и военнослужащим по контракту.

28 октября в Госдуму был внесен законопроект № 223501-8, которым предлагается закрепить в АПК, ГПК, КАС и Законе об исполнительном производстве единый перечень оснований приостановления судопроизводства и исполнительного производства. В такой перечень предложено включить: участие в боевых действиях в составе Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ; участие в проведении контртеррористической операции; выполнение задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта; призыв на военную службу по мобилизации; заключение контракта о добровольном содействии выполнению задач, возложенных на ВС РФ.

При этом подчеркивается, что перечисленные случаи не должны служить основанием приостановления исполнительных производств по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по исполнению обязательств по возмещению вреда в связи со смертью кормильца. Как подчеркнули авторы законопроекта, такой подход учитывает социальную значимость этих видов платежей.

В пояснительной записке отмечается, что на сегодняшний день по-разному регулируются основания приостановления судопроизводства в вышеуказанных случаях. Например, в силу ст. 143 АПК арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае пребывания ответчика в действующей части Вооруженных сил РФ. При этом ст. 190 КАС обязывает суд приостановить производство по административному делу в случае участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта. Согласно ст. 215 ГПК суд обязан приостановить производство по делу в случае участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов. Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (ст. 40 Закона об исполнительном производстве).

«Поскольку данные нормы ГПК, АПК, КАС, ФЗ об ИП до настоящего времени массово не применялись, они не повлекли серьезных затруднений в правоприменительной практике. Сформировалась лишь незначительная судебная практика военных судов. Однако в связи с проведением специальной военной операции правовое регулирование данных положений потребовало актуализации для действующих сотрудников силовых и правоохранительных структур», – указали разработчики проекта. Кроме того, они подчеркнули, что действующие нормы не защищают процессуальные права мобилизованных и добровольцев до момента начала боевых действий, например во время распределения, подготовки, обучения и боевого слаживания, что, по мнению авторов поправок, является несправедливым. Производства по делам с участием данных категорий граждан также должны приостанавливаться, убеждены они.

В пояснительной записке отмечается, что данная мера обеспечит единый подход к обеспечению процессуальных прав не только сотрудников Минобороны, но и сотрудников Росгвардии, полиции, ФСБ, МЧС, прокуратуры и Следственного комитета РФ, иных уполномоченных федеральных государственных органов, а также мобилизованных и добровольцев.

Адвокат «Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных» Андрей Федорков полагает, что законопроект нацелен на решение исключительно прикладной задачи – стимулировать граждан к военной службе по контракту или по мобилизации для участия в специальной военной операции. «Эту законодательную инициативу следует рассматривать в совокупности с иными мотивационными мерами, например освобождением от долговых обязательств по ипотечным кредитам, высоким размером вознаграждения за участие в боевых действиях, выплатами близким родственникам военнослужащего в случае его смерти», – считает адвокат.

Андрей Федорков отметил, что законопроект предусматривает и расширяет перечень оснований приостановления судопроизводства в определенных случаях и для истца, и для ответчика, а также расширяет перечень оснований приостановления исполнительного производства для взыскателя и должника. «Унификация рассматриваемых правовых норм является разумной и обоснованной. Необходимость этих поправок вызвана, прежде всего, реализацией задачи по повышению уровня гарантий и компенсаций мобилизованным и военнослужащим по контракту с целью добиться увеличения личного состава Вооруженных сил РФ, участвующего в специальной военной операции», – поделился адвокат.